Номинация «Проекты в области образования, развитие гражданской и творческой активности детей и молодежи, общественная инициатива, посвященная Году литературы в России».
Территориальное общественное самоуправление «Свердловский» Ленинского административного округа города Омска
Информационно-просветительский проект: «Создание молодёжного литературного клуба «Мировая книга»
Руководитель проекта: Бухтиярова Наталья Александровна
Размер поддержки: 200 000 руб.
Аннотация проекта
Идея |
Создать литературный клуб для молодёжи на базе библиотеки им. Зои Космодемьянской, популяризирующий лучшие образцы классической и современной литературы 5-ти ведущих стран мира (Россия, Америка, Великобритания, Франция, Япония). В клубе будет организовано комфортное пространство, в котором планируется проведение «живых», диалоговых и дискуссионных форм массовой работы, способствующих не только знакомству молодых людей с литературными произведениями и всемирно известными авторами, но и развитию мышления, словарного запаса, аналитических и коммуникативных способностей. Реализация проекта позволит молодым омичам восполнить лакуны в знании мировой литературы, повысить эрудицию, а умение говорить и убеждать, грамотно выстраивать диалог с другими людьми увеличит вероятность их жизненного успеха и благополучия.
|
Исполнители |
1) ТОС «Свердловский»; 2) Библиотека им. Зои Космодемьянской БУ г. Омска «ОМБ»; 3) Центральная городская библиотека БУ г. Омска «ОМБ»; 4) Волонтёры – члены Омской городской молодёжной общественной организация «Молодёжный совет»
|
Благо-получатели |
Подростки, в том числе из малообеспеченных семей, рабочая молодёжь до 35-ти лет, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность передвигаться самостоятельно.
|
Сроки реализации |
с 15 апреля по 15 ноября 2015 года. В случае грантовой поддержки проект может продолжать свою реализацию в течение 5-ти лет (максимальный срок устаревания техники, износа мебели и книг).
|
Механизмы реализации проекта |
1) Изучить ассортимент книжных магазинов города Омска, произвести отбор лучших образцов классической и современной литературы 5-ти ведущих стран мира, сформировать книжные коллекции, произвести закупки. 2) Выделить в библиотеке зону для работы литературного клуба, оформить пространство, используя элементы стилизации и декора интерьера, в том числе, созданные руками молодых омичей. 3) Приобрести, установить и подключить компьютерное оборудование. Обеспечить доступ в Интернет. 4) Провести рекламные мероприятия в поддержку литературного клуба (презентацию, промоушн-акции, маркетинговые опросы, фотосессии с книгой). 5) Организовать проведение командных литературно-просветительских и online мероприятий с активным включением молодёжи в качестве ведущих и участников: (дискуссии, фестивали, чемпионаты чтения, «Литературная мафия», «Литературный крокодил», «Битва читающих», литературные марафоны, «Библионочь», встречи с местными писателями и переводчиками и др.). 6) Привлечь в качестве инструмента обмена мнениями о прочитанном и продвижения в молодёжной среде книг, авторов, литературных направлений Интернет-ресурсы, социальные сети. |
Ожидаемые результаты |
- Создание литературного клуба для молодёжи (1). - Формирование постоянного состава участников клуба (не менее 50). - Проведение просветительских, дискуссионных, интерактивных и online мероприятий, способствующих возникновению интереса у молодёжи к качественной литературе (не менее 100). - Увеличение числа читающей молодёжи в возрасте до 35 лет в Ленинском административном округе на 10% и числа постоянных читателей в библиотеке им. Зои Космодемьянской (не менее 300). - Увеличение числа жителей города Омска (подростки, студенчество, рабочая молодёжь, в том числе с инвалидностью), привлечённых к участию в литературных и просветительских мероприятиях КТОСа и библиотеки (не менее 3 000). - Издание и распространение рекомендательных материалов, информационных листовок и памяток в поддержку Книги и Чтения (не менее 1 000). - Количество публикаций о ходе реализации проекта в средствах массовой коммуникации (не менее 10).
|
Описание проекта
Постановка проблемы
|
«Книга принадлежит к тем изобретениям, которые, как и колесо, никогда не уйдут из человеческой цивилизации». Стефан Цвейг
В недалёком будущем современные подростки и молодёжь станут основной движущей силой государства: управленцами, избирателями, клиентами, потребителями, формирующими образ и стиль жизни следующих поколений. Согласно социологическим исследованиям менее 30% молодых россиян сегодня читают много и с удовольствием. В Ленинском административном округе города Омска проживает 200,2 тыс. человек (данные официального портала Администрации города Омска), читателями 8 муниципальных библиотек являются 40 551 человек, из них число молодых читателей в возрасте до 24-х лет составляет 9 524 (информация предоставлена Бюджетным учреждением города Омска «Омские муниципальные библиотеки»). Маркетинговый опрос, респондентами которого стали более 100 представителей молодёжи Ленинского округа города Омска, показал, что интерес к чтению и книгам у молодых омичей присутствует: знание книжных новинок, современных писателей делает человека интересным собеседником (64%), позитивно отражается на его имидже (48%), способствует успешному построению карьеры (71%). Но зачастую молодые люди не знают, что читать. Основными ориентирами чтения у омичей являются советы друзей (48%), фильмы, снятые по книгам (32%), рейтинги книг в сети Интернет (27%), рекомендации родителей и учителей (14%), новинки в книжных магазинах (11%). На вопрос «Что могло бы вас привлечь в библиотеку?» молодые люди ответили: книжные новинки (51%), возможность брать книги бесплатно (34%), рекомендации о книгах (27%), общение и обсуждение прочитанного (15%), встречи с писателями (14%) и другое. Комфортное библиотечное пространство – мебель и красивые интерьеры, оптимальные освещение и температура, наличие кофейных и снековых автоматов, свободный доступ в Интернет – не только побудило бы записаться в библиотеку, но и однозначно увеличило время пребывания в библиотеке всех участвовавших в опросе молодых людей (100%). Библиотеки могут и должны выполнять роль навигатора в мире книг, авторитетного источника лучших образцов современной и классической литературы, а также дружественного комфортного пространства, в котором молодые люди будут чувствовать себя уверенно и защищённо, где им будет интересно общаться, развиваться, получать новые знания не только о книгах, но и культуре, искусстве, истории городов и стран, оказавших значительное влияние на развитие мировой литературы, подаривших миру великих классиков и ярких современных авторов.
|
Цель
|
1. Организация комфортного пространства для молодёжи, способствующего возникновению мотивации к чтению, познанию, развитию мышления, аналитических и коммуникативных способностей. 2. Создание условий для позиционирования библиотеки как «третьего места», привлекательного для молодых омичей в плане социализации и общения, обогащения новыми знаниями, причастности к культурным событиям и мероприятиям города, релакса и проведения досуга.
|
Задачи
|
1. Сформировать книжные коллекции, включающие лучшие образцы классической и современной литературы 5-ти ведущих стран мира (Россия, Америка, Великобритания, Франция, Япония). 2. Выделить в библиотеке зону для групповой и командной работы, где омской молодёжи будет удобно и комфортно общаться, дискутировать, обсуждать прочитанные книги. 3. Использовать элементы стилизации и декора интерьера при оформлении литературного клуба для создания атмосферы тех стран, литература которых будет представлена омской молодёжи. 4. Организовать информационно-просветительскую и рекламную деятельность, популяризирующую работу литературного клуба, созданного на базе библиотеки: (презентации, промоушн-акции, опросы, дискуссии, обсуждения книг, «чемпионаты чтения», «Битвы читающих», литературные марафоны, «живые чтения», «Библионочь», встречи с местными писателями и переводчиками и др.). 5. Привлечь в качестве инструмента обмена мнениями о прочитанном и продвижения в молодёжной среде книг, авторов, литературных направлений виртуальные площадки и ресурсы Интернет: группу «ПРО ЧТЕНИЕ В ОМСКЕ» в социальной сети «ВКонтакте», официальный портал Администрации города Омска, web-сайт омских муниципальных библиотек, ресурс «Поговорим о книгах». |
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | |||
№ п/п |
Название и форма мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Изучить ассортимент книжных магазинов города Омска, произвести отбор лучших образцов мировой классической и современной литературы, сформировать книжные коллекции, произвести закупки. |
|
Н.А. Бухтиярова, Г.А. Качурина |
2. |
Выделить в библиотеке зону для работы литературного клуба, оформить пространство, используя элементы стилизации и декора интерьера, в том числе, созданные руками молодых омичей. |
|
Г.А. Качурина, волонтёры |
3. |
Приобрести, установить и подключить компьютерное оборудование. Обеспечить доступ в Интернет. |
|
О.В. Устинова |
4. |
Привлечь в качестве инструмента обмена мнениями о прочитанном и продвижения в молодёжной интернет-среде книг, авторов, литературных направлений Интернет-ресурсы, социальные сети. |
|
Н.И. Кузнецова |
Основной этап | |||
5. |
Организовать проведение мероприятий разных форм, популяризирующих работу литературного клуба и лучшие образцы мировой литературы: 1) Рекламные – презентации, промоуш-акции, творческие мастер-классы, опросы, фотосессии с книгой. 2) Просветительские – обсуждения книг, дискуссии, диспуты, часы размышления, биографические портреты, «живые чтения», обзоры, дайджесты, встречи, литературные марафоны. 3) Игровые – чемпионаты чтения, online-викторины, «Битва читающих», «Литературная мафия», «Литературный крокодил». 4) Благотворительные – акция «Подари книгу библиотеке». 5) Книжные выставки и экспозиции. |
апрель- ноябрь |
Г.А. Качурина, Н.И. Кузнецова, волонтёры |
6. |
Освещать ход реализации проекта в средствах массовой коммуникации. |
|
|
Заключительный этап | |||
7. |
Подведение итогов реализации проекта. Анализ. Представление результатов в средства массовой коммуникации |
ноябрь |
Н.А. Бухтиярова, Г.А. Качурина, Н.И. Кузнецова |
Календарный план проекта
№ п/п |
Название и форма мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Подготовительный этап | |||
1. |
Изучить ассортимент книжных магазинов города Омска, произвести отбор лучших образцов мировой классической и современной литературы, сформировать книжные коллекции, произвести закупки. |
апрель |
Н.А. Бухтиярова, Г.А. Качурина |
2. |
Оформить в библиотеке зону для работы литературного клуба, используя элементы стилизации и декора интерьера, в том числе, созданные руками молодых омичей. |
апрель-май |
Г.А. Качурина, волонтёры |
3. |
Приобрести, установить и подключить компьютерное оборудование. Обеспечить доступ в Интернет. |
апрель-май |
О.В. Устинова |
4. |
Организовать информационно-просветительскую и рекламную деятельность, популяризирующую работу молодёжного литературного клуба, созданного в Ленинском административном округе города Омска. |
апрель- ноябрь |
Н.И. Кузнецова |
Основной этап | |||
1. |
Благотворительная акция «Подари книгу библиотеке» |
апрель-ноябрь |
Г.А. Качурина, волонтёры |
2. |
Рекламный фотопроект «Библиотекарь красивый» |
апрель-май |
Н.И. Кузнецова |
3. |
Рекламный фотопроект «Фотосессия в библиотеке» |
апрель-ноябрь |
Н.И. Кузнецова |
4. |
Социологический опрос жителей Ленинского округа «Моя любимая книга» |
апрель |
Г.А. Качурина, волонтёры |
5. |
Листовка «ТОП-10 лучших книг мира» |
апрель |
Н.И. Кузнецова |
6. |
Цикл библиографических обзоров «Шедевры мировой художественной литературы, которые необходимо знать всем» (русская, американская, английская, французская, японская литература) |
апрель-август |
Г.А. Качурина |
7. |
Цикл книжных выставок: «Русские писатели» «Писатели Великобритании» «Писатели США» «Писатели Франции» «Писатели Японии» |
апрель-август |
Г.А. Качурина |
8. |
Игра «Литературная мафия» |
апрель, июль, октябрь |
Н.И. Кузнецова |
9. |
«Живое чтение» с обсуждением «Джеймс Гринвуд «Маленький оборвыш»» |
апрель |
Г.А. Качурина |
10. |
Литературный час «Время хороших книг» |
апрель, сентябрь |
Г.А. Качурина |
11. |
Встреча «Живое чтение» Шекспира» с Евгением Фельдманом, поэтом, переводчиком, членом Союза Российских писателей, лауреатом Бунинской премии |
апрель |
Н.И. Кузнецова |
12. |
Интеллект-игра «Битва читающих» |
апрель, июнь, август, октябрь |
Н.И. Кузнецова, волонтёры |
13. |
Всероссийская акция «Библионочь» |
апрель |
Г.А. Качурина, волонтёры |
14. |
Online-игра «Литературный ринг» |
май, август, октябрь |
Н.И. Кузнецова, волонтёры |
15. |
Эрудицион «Знаток литературы» |
май, сентябрь |
Н.И. Кузнецова |
16. |
Online-викторина «Лучик света» |
май, август, октябрь |
Н.И. Кузнецова |
17. |
Дискуссия «Мир фантастики: что читают, почему читают и зачем?» |
май, сентябрь |
Г.А. Качурина |
18. |
Литературный экскурс «Туманный Альбион» |
май, октябрь |
Г.А. Качурина |
19. |
Цикл литературных видеопортретов «Знакомьтесь, …»: - Анна Гавальда (Франция) - Виктор Пелевин (Россия) - Дмитрий Глуховский (Россия) - Дэвид Митчелл (Великобритания) - Стивен Кинг (США) - Харуки Мураками (Япония) |
май, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь |
Г.А. Качурина |
20. |
Окружной конкурс чтецов «Писатели мира о войне» |
май |
Г.А. Качурина, волонтёры |
21. |
Мастер-класс по архитектурному макетированию «Шедевры мировой архитектуры» |
май |
Г.А. Качурина, волонтёры |
22. |
Презентация клуба «Мировая книга» |
июнь |
Г.А. Качурина, Н.И. Кузнецова, волонтёры |
23. |
Организация летнего читального зала под открытым небом «Книжный сад» |
июнь-август |
Г.А. Качурина, волонтёры |
24. |
Цикл литературных дайджестов «ТОП-10 самых экранизируемых писателей …» - Великобритании, России, США, Франции, Японии |
июнь-июль |
Г.А. Качурина |
25. |
Игра «Литературный крокодил» |
июнь, июль |
Н.И. Кузнецова, волонтёры |
26. |
Биографический портрет Роальда Даля «Мастер парадоксального жанра» |
июнь, сентябрь |
Г.А. Качурина |
27. |
Квест «Тайна книги» |
июнь, октябрь |
Г.А. Качурина |
28. |
Интерактивная встреча «Литературный экспресс из Лондона» (Уильям Шекспир, Редьярд Киплинг, Артур Конан Дойл, Льюис Кэрролл, Памела Трэверс, Беатрис Поттер, Элинор Фарджон) |
июнь, ноябрь |
Г.А. Качурина |
29. |
Мультимедийный обзор «Модное чтение. Современная русская проза» |
июнь, октябрь |
Г.А. Качурина |
30. |
Промоушн-акция «Не скучай! Читай!» |
июнь |
Г.А. Качурина, волонтёры |
31. |
Летний читательский чемпионат «А ты читал?» |
июнь |
Г.А. Качурина |
32. |
Литературный девичник «Старые повести о любви» |
июль, октябрь |
Г.А. Качурина |
33. |
Листовка «Что читают в Голливуде?» |
июль |
Н.И. Кузнецова |
34. |
Виртуальная выставка «Шедевры мировой литературы» |
июль |
Г.А. Качурина |
35. |
Диспут «Великие классики мира или современные бестселлеры» |
сентябрь |
Г.А. Качурина |
36. |
Рекламная акция «Свидание вслепую» (книги заворачиваются в обёрточную бумагу, несколькими словами характеризуется содержание: любовь, мистика, юмор и т.д. Лозунг акции «Не судите книгу по обложке!») |
октябрь-ноябрь |
Г.А. Качурина |
37. |
Освещение хода реализации проекта в средствах массовой коммуникации (СМК). |
апрель-ноябрь |
Г.А. Качурина, Н.И. Кузнецова |
Заключительный этап | |||
1. |
Подведение итогов реализации проекта. Анализ. Представление результатов в СМК. |
Сентябрь 2015 |
Н.А. Бухтиярова, Г.А. Качурина, Н.И. Кузнецова |
Ожидаемые результаты: |
В ходе реализации проекта планируется: - Создать литературный клуб для молодёжи (1). - Сформировать постоянный состава участников клуба (не менее 50). - Провести просветительские мероприятия для молодёжи, в том числе общегородские и окружные (фестивали, акции, литературные встречи, биографические портреты, чемпионаты чтения, «Битвы читающих», «живые чтения», книжные выставки, обзоры литературы и др.) (не менее 100). - Способствовать росту числа читающей молодёжи в возрасте до 35 лет в Ленинском административном округе на 10% и числа постоянных читателей в библиотеке им. Зои Космодемьянской (не менее 300). - Увеличить число жителей города Омска (подростки, студенчество, рабочая молодёжь, в том числе с инвалидностью), привлечённых к участию в литературных и просветительских мероприятиях КТОСа и библиотеки (не менее 3 000). - Издать и распространить рекомендательные материалы, информационные листовки и памятки в поддержку Книги и Чтения (не менее 1 000). - Опубликовать информационные сообщения о ходе реализации проекта в средствах массовой коммуникации (не менее 10). |
Дальнейшее развитие проекта:
|
Создание литературного молодёжного клуба на базе библиотеки им. Зои Космодемьянской позволит повысить качество чтения омской молодёжи на микроучастке, а также организовать интересный, полезный и безопасный досуг для молодых людей, что станет позитивной альтернативой неограниченному и бесконтрольному времяпрепровождению молодёжи на улице. Кроме того, «живое», неформальное знакомство молодых омичей со всемирно известными литературными произведениями и яркой современной прозой поможет восполнить лакуны в знании литературы, повысить эрудицию, познакомиться с известными личностями города Омска, освоить основные правила ведения диалога, в рамках которого аргументированно, вежливо и дружелюбно отстаивать свою позицию. Подобные навыки несомненно увеличат вероятность жизненного успеха и благополучия омской молодёжи. В рамках реализации проекта на грантовые средства планируется приобретение: компьютерной техники для проведения областных и городских командных литературных конкурсов и чемпионатов; книжных изданий, выполненных на высоком полиграфическом уровне, для привития омской молодёжи эстетического вкуса и удовольствия от того, как выглядит книга; стилизованной мебельной зоны для организации неформального, комфортного пространства для чтения. Дальнейшее развитие проекта в течение примерно 5-ти лет не будет требовать дополнительных финансовых инвестиций, а просветительская программа мероприятий в случае необходимости легко может быть актуализирована специалистами библиотеки им. Зои Космодемьянской. Эффективность реализации проекта на базе библиотеки им. Зои Космодемьянской подтверждается: существующими навыками и позитивным опытом работы библиотечных специалистов с разными категориями населения, в том числе, социально уязвимыми и малообеспеченными; высокой компетентностью библиотекарей в сфере информационно-коммуникационных и цифровых технологий; положительной репутацией и доверием населения к библиотекам, как к информационным, просветительским и социальным центрам. |
![]() | ![]() |