Герои живут рядом
Молодежный актив КТОСа «Центральный-9» и председатель КТОСа Наталья Юрьевна Кунгурцева побывали в гостях у участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Павла Лукича Шевченко.
В теплой душевной беседе ветеран рассказал о том героическом времени. Павел Лукич подарил гостям ценные книги военного времени.
Сам герой состоял в службе технического обслуживания самолетов аэродрома Красноярска, куда доставляли самолеты по договору ленд-лиза.
«Это был увлекательный и подробный рассказ о людях ковавших Победу не только в бою на передовой. Мы впервые узнали о малоизвестных секретных операциях. И более ценно услышать о героизме летчиков, о труднейших условиях работы на земле от живого участника этих событий», - сказала Наталья Юрьевна Кунгурцева, председатель КТОСа.
Вот что рассказал гостям Павел Лукич Шевченко: «Только за первые дни войны были уничтожены тысячи советских самолётов, многие из них даже не успели взлететь. В небе господствовали фашисты, а советской стране своих самолётов катастрофически не хватало. Пока шла эвакуация военных предприятий, и перестраивалось производство, шло время, а самолёты нужны были срочно.
Положение можно было спасти поставками техники и вооружения от союзников по ленд-лизу. Официальные переговоры об этом начались в конце сентября 1941 года, а уже 1 октября был подписан протокол по поставкам помощи в Советский Союз на сумму в 1 миллиард рублей.
Наиболее предпочтительным оказался путь через Аляску и Сибирь, так как это позволяло значительно сократить время поставок. Для перегонки самолётов из Фэрбанкса на Аляске до Красноярска в СССР была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ, в которую вошли пять полков. Всем лётчикам пришлось переучиваться на пилотирование американских самолётов.
Схема перегона на первый взгляд была довольно проста. На базе Лэддфилд (Фэрбанкс) самолёты принимали наши лётчики и перегоняли их на аэродром Уэлькаль на Чукотке. Потом пилотов на транспортном самолёте возвращали на Аляску. Эстафету принимали лётчики другого этапа, а потом следующего – и так до Якутска и Красноярска. Всего было девять таких этапов.
Из Красноярска часть самолётов отправлялась по железной дороге, а часть – продолжала двигаться своим ходом. Началось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале. Промежуточными и запасными аэродромами стали Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелех на Колыме и Марково на Чукотке. Всего в СССР было построено 16 аэродромов, а в США – 15.
Первую очередь воздушной трассы от Аляски до Красноярска (6306 км) построили за 10 месяцев. 7 октября первые самолеты стартовали с Аляски. До конца 1942 года в Красноярске приземлились 28 истребителей Р-40, 14 бомбардировщиков А-20 и 10 транспортных самолётов С-47. Всего в СССР было доставлено 8094 самолёта».
Два с половиной часа беседы пролетели незаметно. Вкусный чай с домашним пирогом и конфетами завершил визит к герою.
Комментарии